Великий и могучий до Нарына доведетНачальные классы в русскоязычной школе–гимназии № 2 имени Валерия Чкалова переполнены. Несмотря на то что в Нарыне остались только единицы русскоязычных, молодое поколение имеет возможность получать прекрасное образование на великом и могучем. Ученики участвуют в международных олимпиадах по русскому языку и занимают призовые места. Это результат многолетнего труда педагогического коллектива, в том числе ветерана школы — заместителя директора Ольги Дмитриевны ЛЕПЕЕВОЙ. Недавно она приезжала в столицу на учительскую конференцию, и у “Вечерки” была возможность услышать, как в нарынской школе поддерживают на высоком уровне преподавание русского языка. — Жизнь показывает, что политика — это одно, а насущные потребности — другое. В последние годы начали говорить, что надо возрождать кыргызский язык. Но мы видим, что идет обратная реакция. Складывающаяся ситуация не только не вымыла русский из региона, а, наоборот, сосредоточила внимание на том, что образование должно быть русскоязычным, — говорит Ольга Лепеева. — Стоит отметить, что в Нарыне русскоязычная среда практически отсутствует. В первые классы приходят дети, которые совершенно не владеют языком. И многие родители настаивают, чтобы их ребенок попал в класс именно к носителю языка. Дети с самого начала начинают усваивать грамотную литературную речь. Не следует думать, что мы ущемляем интересы кыргызского языка, наоборот, помогаем, чтобы два языка находились в диалоге культур. По словам Ольги Дмитриевны, сегодня желающих получать образование на русском языке в СШ № 2 больше, чем там могут принять. Такая же ситуация и в двух смешанных школах города, где преподавание ведется на двух языках. Сегодня многие понимают: русский язык — кормилец, у большинства ребят родители на заработках в России. Чувствуется, многие нацелены получить такое образование, которое поможет в перспективе найти работу за пределами Кыргызстана.Секреты ее методики Ольга Лепеева — признанный в стране методист преподавания русского языка. Она признается, что ее авторские “заморочки” ни в какую стандартную методику не укладываются, но дают превосходный конечный результат: дети грамотно говорят и пишут, а это база для хорошего усвоения и других школьных предметов. Ученикам Чкаловки повезло: у них преподаватели, поощряющие творческий подход. — Я не ставлю двойки. Если детей зажимать, то они и учителя будут ненавидеть, и русский язык как предмет тоже. Надо пробуждать интерес. Всегда говорю, что мои дети самые потрясающие, умняшечки. Все грамматические основы стараюсь подавать в игровой форме. Упражнения выполняем не по учебнику, рассчитанному на россиян, а по своим пособиям с учетом местной специфики. Важно не знание правил назубок, а умение применять их на практике. Дети лучше воспринимают информацию, когда она им интересна, — говорит педагог. Ольга Лепеева применяет много новых методик по развитию критического мышления. В своей практике опирается не на привычные чтение на скорость и пересказ текста, а на осознание смысла. К примеру, в 6–й класс пришла девочка из бишкекской школы, у ребенка была проблема — заикание. Оказалось, что в начальной школе учитель требовал скоростного чтения. Девочка боялась делать паузы и старалась чем–то заполнить промежутки. А сейчас она прекрасно без запинок читает и говорит. Ольга Дмитриевна считает, что при усвоении русской литературы важно, чтобы дети понимали суть текста, старается и скучную школьную программу сделать интересной тем, что привязывает известные произведения Салтыкова–Щедрина, Гоголя, Тургенева к современной жизни, старается находить исторические параллели, которые легко усваиваются детьми, учат их мыслить самостоятельно и неординарно.Чкаловцы всегда на высоте Нарынская школа–гимназия № 2 имени Валерия Чкалова имеет богатую историю и укоренившиеся традиции. В прошлом году широко отмечался ее 80–летний юбилей. Еще 100 лет назад в Нарыне была открыта русско–туземная школа. А в 1932 году — семилетняя, которая через пять лет была преобразована в общеобразовательную русскоязычную. В разные годы там работали люди разных национальностей, каждый вкладывал частицу своего труда в ее развитие. В результате выпускники Чкаловки считаются наиболее подготовленными при поступлении в столичные вузы. В советское время многие продолжили получение образования в центральных вузах бывшего Союза. До развала СССР в Нарыне жили много семей военнослужащих–пограничников. Среди жен офицеров было немало женщин, получивших хорошее образование в российских вузах. Они и преподавали в школе, поэтому педагогический состав всегда был сильным. А сейчас в школе преподают ее выпускники. С 1963 по 1991 год школой руководил Владимир Унгефухт, который и добился статуса школы с углубленным изучением немецкого языка, старался привлечь лучших преподавателей, создавал условия для педагогических экспериментов и апробации новых учебников. В те годы здесь наравне с русским хорошо преподавался кыргызский язык, на котором прекрасно говорила вся семья Унгефухта. В школе работали много семейных пар, закладывались учительские династии. Среди выпускников и учившихся в разные годы в Чкаловке много известных на всю страну людей: это Роза Отунбаева, Ишенбай Кадырбеков, Аида Салянова, музыканты Даниял Назарматов и Курмангазы Азыкбаев, кинорежиссер Замир Эралиев, есть и бывшие и нынешние депутаты, министры, известные врачи, ученые и деятели культуры. Конечно, был тяжелый момент в истории, когда после развала Союза военнослужащие уехали и школа лишилась половины преподавателей. С последующим директором Чолпонбеком Тиленбаевым коллектив испытал трудности перехода в постсоветское пространство, когда школе приходилось просто выживать. Сейчас Чкаловкой руководит Айчурек Самакова, которая поддерживает инициативы педагогов, старается не уронить наработанный имидж Чкаловки. В 2010 году Министерство образования и науки отметило нарынскую школу–гимназию № 2 как самую лучшую в стране. ...Ольга Лепеева, кстати, из семьи педагогов. Здесь преподавали ее родители: мать — филолог Дина Кривопалова и отец — математик Василий Панфилов. Тетя Ольги Лепеевой — Лариса Федоровна Кривопалова, которой 80 лет, до сих пор учительствует в Нарыне. Муж Ольги Дмитриевны был военнослужащим, но, к сожалению, рано ушел из жизни. Сестра давно в России, дети — в Бишкеке. А ее в Нарыне школа держит. За 34 года работы у нее всего четыре выпуска, но провела она как классный руководитель детей с пятого класса по выпускной. Всех считает родными. — Сегодня 24 наших преподавателя — выпускники Чкаловки. Они получили образование не за деньги, а в то время, когда профессия педагога была престижна и конкурентоспособна, — отмечает Ольга Лепеева. — Мы живем школой и думаем о том, как дать детям качественное образование, чтобы наши выпускники с гордостью говорили, что они чкаловцы. Когда приходишь в класс и видишь распахнутые глаза, которые ждут, а что дальше, понимаешь, что твой труд ненапрасен. Был момент, когда хотелось уехать... Но у нас в Нарыне столько дел начато! Если караван идет, а ты будешь оборачиваться и бросать камни в лающую собаку, то можешь не дойти до цели. Поэтому мы решили, что будем не оборачиваясь двигаться вперед!
наравне с москвичами
Ольга Лепеева возглавляет школьный центр русского языка и культуры. Здесь ведется большая работа по подготовке к городским и областным конкурсам чтецов, где ученики школы занимают призовые места, и международным олимпиадам по русскому языку, часто проводят фестивали славянской письменности и культуры.
Примечательно, что Ольга Дмитриевна поддерживает прямые контакты с Ломоносовской школой Москвы. В результате группы нарынских школьников побывали в российской столице и участвовали в олимпиаде “Грамотный русский язык”.
Также чкаловцы стали победителями в разных номинациях и на международной олимпиаде “Интеллект” в Самаре.
— Мы побывали в Москве уже четыре раза. Дети из далекой глубинки не только пообщались со своими сверстниками, но и посмотрели культурные достопримечательности города. Мои воспитанники показали, что владеют языком не хуже русских и даже способны конкурировать с ними. Язык объединяет, предоставляет возможность интересных встреч и поездок, они нашли много новых друзей и теперь переписываются с ними по Интернету, — отмечает Ольга Дмитриевна. — В последней поездке в конце прошлого года я водила детей в православные храмы, чтобы они понимали ценности христианской культуры.
Кстати, известный на всем пространстве СНГ специалист и автор учебников по русскому языку Елизавета Хамраева, друг Ольги Лепеевой, считает, что владение русским нарынскими детьми на таком высоком уровне — это своего рода феномен.
Стоит сказать, что чкаловский центр русского языка и культуры имеет тесные связи с посольством РФ в Бишкеке. А Ольга Лепеева уже 16 лет на базе центра проводит курсы повышения квалификации, методические семинары и мастер–классы для учителей–русистов города и области.
— Мы участвуем в проекте использования технических информационных технологий в школе по линии ЮНЕСКО, где рабочие языки английский и русский. Связываемся с коллегами, делаем презентации и сами обучаемся современным технологиям. Так что без русского языка никуда не продвинуться! — уверена Лепеева.
Бермет МАЛИКОВА.
Фото Владимира ПИРОГОВА и из личного архива Ольги Лепеевой