Координационный Совет Российских Соотечественников в Кыргызстане
Координационный Совет
Российских Соотечественников
в Кыргызстане
 

Театральный скандал

Директор Государственного русского театра драмы имени Чингиза Айтматова Борис Воробьев публично обвинил теперь уже бывшего министра культуры и туризма Ибрагима Джунусова и его зама Кудайбергена Базарбаева в вымогательстве денежных средств. Серьезная заява! Стало еще серьезнее, когда в ответ прозвучали обвинения в адрес самого Воробьева — в грубой клевете и масштабных злоупотреблениях.

Без Пази
    На самом деле этот театральный скандал должен был разразиться гораздо раньше. Но почему–то тот беспредел, который вот уже несколько лет творится вокруг Русской драмы, не хотят замечать ни чиновники от культуры, ни руководители страны.
    Между тем от некогда популярного у бишкекчан и гостей столицы культурного заведения, как говорится, остались рожки да ножки. Высоким искусством тут давно не пахнет. И не заметить это мог лишь глухослепой гражданин, далекий от культуры.
    Безусловно, все истинные театралы Русскую драму в первую очередь ассоциируют с именем талантливого и интеллигентного режиссера Владислава Пази. Именно Владислав Борисович, сосланный некогда советскими властями из Питера во Фрунзе, смог создать в театре особую ауру. Здесь блистали профессиональные артисты и ставились отменные спектакли. Что же случилось потом?
    В то время, когда петербуржец Пази прививал зрителю посредством классических и современных пьес любовь к прекрасному, бизнесмен по фамилии Воробьев потчевал народ водкой имени себя. Понятно, что эти двое никогда не могли бы работать в связке. Уж слишком разное у них предназначение. Однако водочных дел мастер Воробьев уже тогда крутился вокруг театра и изображал из себя мецената–бессребреника.
    Пази вернулся в Санкт–Петербург в 1994 году. После развала Союза культурная Россия и сама нуждалась в профессионалах. Здесь же все понимали, что после ухода Владислава Борисовича прежняя слава театра пойдет на спад. Однако то, что сей спад приобретет слишком уж гипертрофированные формы, вряд ли кто предполагал.
    Один за другим Русскую драму стали покидать ведущие артисты. Между тем в театре пытались сохранить дух и репертуар, присущие профессиональному храму искусства. Конечно, для плодотворного творчества не хватало средств. Кому нужна была культура в лихие 90–е? Но то, что драматический театр остался на плаву, — заслуга тех, кто работал и творил в эпоху Пази.
    Тем временем Борис Воробьев, успешный водочный предприниматель, взял в аренду служебный театральный буфет. Ну хотелось ему хоть как–то поучаствовать в творческом процессе. К слову, многие артисты того времени, ценившие Воробьева за предпринимательские качества, манерно выдыхали: “Вот бы нам такого директора. Он бы заработал для театра денег”.

Сигнал SOS!
    Как сообщил наш источник из околотеатральных кругов, Воробьев и сам был не прочь получить должность в театре. Как предпринимателю, ему со всех сторон это было выгодно. Во–первых, статус государственного служащего, который в нашей стране открывает определенные возможности. Во–вторых, здание в центре города — есть где развернуться.
    Однако при акаевском режиме, прессовавшем практически всех богатеев, у Воробьева не только отобрали бизнес, но еще и упекли в следственный изолятор. А потом и вовсе попросили покинуть страну подобру–поздорову. Он повиновался. Потому как просто не оставили выбора.
    С приходом к власти Курманбека Бакиева у Воробьева вновь появилась возможность вернуться в Кыргызстан. Якобы при содействии отдельных высокопоставленных чиновников. Некогда успешный предприниматель через суды активно пытался возвратить утерянные материальные ценности. Но при этом не забыл и про театр. Как он его манил!
    Необходимо напомнить, что многие ныне здравствующие артисты, которые теперь строчат обращения в Министерство культуры и туризма с просьбами о том, чтобы чиновники защитили их от тирании директора Воробьева, были несказанно рады и поддерживали предпринимателя, когда тот надумал стать директором театра.
    Теперь же передо мной лежит документ, подписанный группой артистов, который гласит следующее: “Мы, работники Русского театра драмы, обращаемся к вам с просьбой обратить внимание на ситуацию, сложившуюся в театре, и произвол генерального директора, творимый им на протяжении нескольких лет.
    Воробьев осуществляет свою деятельность на основании некого устава театра, по которому он получил неограниченные права в хозяйственной, репертуарной и кадровой политике”.
    Далее перечисляются грехи действующего директора. Из документа следует, что господин Воробьев, например, практически ликвидировал художественный совет. И все вопросы по составлению репертуара согласовывает исключительно лично с собой. Главные женские роли отдает несовершеннолетней актрисе без специального образования. Потому как она является дочерью его заместителя и друга.
    Из обращения следует, что вместо существующей системы, установленной нормативными правовыми актами, в театре введена контрактная система оплаты труда. В связи с чем некоторые народные артисты за январь получили зарплату в размере 300 сомов. Потому как не востребованны и в лучшем случае выходят на сцену 1–2 раза в месяц.

Сам себе режиссер, художник и господин
    Другой документ, тоже от группы артистов Русской драмы, повествует об иных чудовищных нарушениях Бориса Воробьева. “Здание театра разрушается изнутри и снаружи, — говорится в обращении к министру культуры и туризма. — К зданию пристроены помещения, которые сдаются под кафе. Из–за этих пристроек едва ли можно разглядеть служебный вход. А он между тем является входом на Малую сцену.
    Мы не в курсе, сколько и по каким ценам сдается практически каждый сантиметр театральной площади. И проходят ли эти деньги через кассу нашего учреждения. В настоящее время директором ликвидированы столярный и механический цеха. Оттуда исчезло дорогостоящее оборудование. Снято и вывезено потолочное покрытие в буфете и фойе.
    Но больше всего возмущает приказ, подписанный директором 22 февраля текущего года, в котором говорится о том, что Воробьев назначил сам себя главным художником театра. Возможно, он решил, что театр — это его личная собственность, а служащие — его рабы. Эдакий Карабас Барабас”.
    Ситуация, которая в данное время сформировалась в культурном храме, случилась не сегодня, и даже не вчера. Все те, кто сегодня подписался под обращениями в министерство, в 2007 году, когда Воробьев был назначен директором театра, рукоплескали этому событию.
    Основная масса служащих молчала, когда из Русской драмы незаконно увольняли Андрея Петухова, занимавшего в ту пору пост главного режиссера. Не возникали и тогда, когда не у дел остались заслуженные артисты КР Александр Балбекин и Людмила Проходова, а также заведующая литературной частью Ирина Голочалова.
    Что ж теперь? Воробьев объявил чиновникам из министерства открытую войну, и у подопечных Карабаса Барабаса под шумок прорезался голос?
    К слову, заявлять о том, что министр культуры и туризма, а также его заместитель вымогают у директора театра взятку, без вещдоков смешно. Если бы это соответствовало истине, то проще было бы обратиться в одну из антикоррупционных служб. И “сделать” министерских начальников красиво.
    Но, видимо, директор посчитал, что информации о том, что через некоего предпринимателя Александра Красного Джунусов и Базарбаев требуют у него за то, чтобы он остался в должности, 20 тысяч долларов, будет достаточно, чтобы дискредитировать чиновников. Однако на этот раз министерские работники решили дать экс–водочному королю отпор.
    Почему именно теперь? Ведь и раньше в министерство, которое курировало культуру, неоднократно обращались с жалобами на Воробьева. Мол, и увольняет не по закону, и превращает театр в бордель, да и спектакли больше смахивают на самодеятельные постановки. Но в ведомстве никаких мер не принимали. Этот факт и наталкивает на мысль о том, что директор умел “благодарить” своих покровителей из вышестоящей инстанции.
    Или чиновники действительно уверовали в то, что за Воробьевым как за бывшим обитателем следственного изолятора стоят криминальные структуры? Ведь на одном из последних расширенных заседаний коллегии Министерства культуры и туризма Ибрагим Джусунов заявил: “Директор Русского театра драмы Борис Воробьев запугивает меня связями с криминальным авторитетом Азизом Батукаевым. У нас есть все доказательства этого”.
    Интересно, а сам Батукаев в курсе, что он — воробьевская крыша?

  • слово замминистра
        Ход театрального скандала мы попросили прокомментировать Кудайбергена Базарбаева, замминистра культуры и туризма:
        — В связи с тем, что к нам в ведомство неоднократно приходили жалобы на Воробьева, распоряжением Жогорку Кенеша была создана межведомственная комиссия для проверки состояния дел, в том числе и финансовых, в Русском драматическом театре. Этот факт сильно возмутил Бориса Дмитриевича. После этого он написал невнятное письмо, что возражает против проверки.
        По словам Базарбаева, Воробьев не захотел предоставлять комиссии какие–либо документы. Кроме этого, устроил скандал и в грубой форме попросил ее членов покинуть помещение театра.
        — Воробьев понял, что на этот раз не только министерство, но и правоохранительные органы всерьез взялись проверять его деятельность, и он прибег к своему излюбленному методу борьбы — скандалу, — продолжает чиновник. — Ничего лучшего он не мог придумать, как огульно обвинить нас в вымогательстве взятки. Мы с Ибрагимом Джунусовым будем отстаивать свои честь и достоинство в суде.
        Заместитель министра также рассказал, что директор театра игнорирует все распоряжения министерства.
        — Возможно, он действительно решил, что Русский театр драмы принадлежит только ему, а к государству не имеет никакого отношения, — возмущается Базарбаев. — А между тем в этом заведении, которое больше похоже на увеселительное, не соблюдаются ни права артистов, ни правила техники безопасности. Из–за постоянных строительных работ объект историко–культурного наследия в настоящее время находится в безобразном состоянии. Случившийся перед Новым годом пожар в театре — прямое тому подтверждение. На безопасность служащих и зрителей, похоже, Воробьеву наплевать. Однако неисправная электропроводка могла привести к большой трагедии. Думаю, что это не единственное нарушение со стороны администрации театра.
    Виктория КУРЕНЕВА. 
    Фото Темира СЫДЫКБЕКОВА. 
    www.vb.kg
    P. S. Предприниматель Але-ксандр Красный, который якобы передал просьбу министра и его зама Воробьеву относительно взятки, написал заявление в Первомайское РУВД: “Ни о какой взятке с Воробьевым мы не разговаривали. Не понимаю, как директору театра удалось вовлечь меня в эту историю. Я снимал в театре помещение. В данный момент его несанкционированно опечатали сотрудники театра по распоряжению Воробьева. А там находятся материальные ценности. Я переживаю за свою безопасность, потому как Борис Воробьев угрожал мне физической расправой.”
  • 03 Марта, 2013

    Советуем ознакомиться