Координационный Совет Российских Соотечественников в Кыргызстане
Координационный Совет
Российских Соотечественников
в Кыргызстане
 

«Русских за пределами России можно и нужно представлять как потенциал в налаживании межгосударственных гуманитарных связей»

В Бишкеке состоялась XI страновая конференция российских соотечественников Киргизии «Россия и Кыргызстан: пути интеграции». Конференция проходила на фоне обсуждения итогов государственного визита Президента России Владимира Путина в Киргизию 28 марта 2019 года.

Выступление председателя Православного благотворительного Владимирского общества, члена Всемирного координационного совета российских соотечественников предыдущего состава Станислава Епифанцева «Русский мир как фактор международного межгосударственного сотрудничества».

Говоря о пространстве Евразийской интеграции, о тематике нашей сегодняшней конференции, хотелось сегодня остановиться на гуманитарных основах сотрудничества на современном этапе.

И здесь нужно отметить, что спустя уже почти 30 лет после крушения Союза за пределами России продолжают проживать миллионы русских людей (по некоторым данным до 30 млн), а русский язык по факту остается языком межгосударственного и межнационального общения, языком бизнес-взаимодействия, научно-технического, образовательного и культурного сотрудничества. То есть русский язык является сегодня мощным фактором процесса интеграции, что можно отнести в разряд несомненных «плюсов», но что одновременно кому-то и не нравится. На этом фоне, очень важно, что наш Президент Сооронбай Жээнбеков уже неоднократно за последнее время подчеркивал важность русского языка для страны и гарантировал сохранение его статуса.

Говоря о сообществе соотечественников в Кыргызстане, о Русском мире Кыргызстана, необходимо сказать, что оно на сегодня достаточно развито. Существует много общественных организаций и объединений. Большинство организаций соотечественников, возникших на заре зарождения общественного движения, явились проводниками и реализаторами чисто гуманитарных программ и фольклорных мероприятий.

Но благодаря в первую очередь мощному посылу со стороны руководства России, происходит определенная трансформация «русского вопроса» в республике и в мире. Можно наблюдать появление организаций, строящих свою работу по совершенно иным принципам, отвечающим, с одной стороны, современным проблемам и ожиданиям диаспоры, а с другой – задачам развития республики. Большинство русского населения считает Кыргызстан своей родиной и готово строить свою жизнь вместе со страной. Многие живут в Кыргызстане во втором и третьем поколениях, а история многих русских семей в республике составляет уже более 100 лет.

Да, мы с вами живем в независимых государствах со своей спецификой и особенностями. И воплощая в жизнь задачи интеграции, думаю, будет уместным сегодня говорить о необходимости реализации совместных проектов, причем, как на уровне государственных структур, так и обществ наших стран. Именно такой подход может получить общую поддержку и вызвать взаимный интерес.

Так, ранее экспертным сообществом России и Кыргызстана была разработана и предложена к обсуждению перспективная программа «Русские школы в Центральной Азии». Программа предполагает как открытие новых базовых школ с русским языком преподавания, так и работу с широким кругом уже существующих учебных заведений, и ориентирована на широкое партнерство на Евразийском пространстве.

Инициаторами и авторами программы стали общественные организации из Кыргызстана и партнерские НКО из России. Одна из задач – отработка новых моделей образовательного сотрудничества на постсоветском пространстве, разработка и внедрение интегрированных российско-национальных учебных программ, развитие партнерства с ведущими университетскими центрами России.

И именно в нашей программе «Русские школы в Центральной Азии» корни подписанной почти четыре года назад Президентом России Концепции «Русская школа за рубежом». В рамках программы обсуждалась (в том числе и на Межправкомиссии) реализация большого модельного проекта - «Владимирской гимназии» в г. Бишкек. Перед этим в рамках продвижения программы была открыта общеобразовательная школа, «Школа Святого князя Владимира». Здесь, безусловно, низкий поклон нашей Русской православной церкви (вообще, на мой взгляд, вопрос взаимодействия с РПЦ, оценка и роль церкви в современном Кыргызстане заслуживает отдельного внимания и разговора). Так вот, с работой проекта приезжали знакомиться на тот момент руководитель Россотрудничества Константин Косачев и заместитель министра образования России. На портале Федерального агентства по итогам рабочих встреч, прошедших в Бишкеке, среди прочего отмечалось: «Константин Косачев подчеркнул, что поддержка русского языка и российского образования является одним из приоритетов в работе Россотрудничества. По его мнению, создание в Киргизии русской школы могло бы стать образцом эффективного использования ресурса российского содействия международному развитию. Кроме того, особое значение, по мнению Константина Косачева, имеет отработка на примере Киргизии двусторонних механизмов создания русских школ на пространстве СНГ».

Подчеркну, что в базовом варианте проект нашей первой школы - «Школы Святого князя Владимира» - был проработан на принципах полной самоокупаемости. Проект развивается, вот уже состоится первый выпуск ребят, пришедших когда-то в первый класс школы. Это, несомненно, говорит о востребованности проекта в Кыргызстане. И это без всякой официальной поддержки, что многих и удивляет.

На этапе продвижения программы «Русские школы в Центральной Азии» развивался диалог с такими площадками, как средняя школы № 26 г. Москвы (базовая школа российской программы «Школа нового поколения»), Научный парк МГУ им. М.В.Ломоносова, Научное объединение «Институт системной педагогики» (Россия). А для реализации модельного проекта программы «Владимирской гимназии» в г. Бишкек президентом Кыргызстана выделялся земельный участок (к сожалению, проект пока так и не реализован).

Стоит отметить, что в рамках гуманитарного сотрудничества ребятам из Кыргызстана становится доступным для участия всё большее число российских познавательных и образовательных программ. Было бы замечательно, если бы нашим одаренным ребятам стали доступны и образовательные программы российского Образовательного центра «Сириус». Это могло бы стать уникальной возможностью роста для ребят из нашей республики.

Подводя некоторую черту, хочу сказать, что для всех участников процесса интеграции наступило время решительных действий. Появление государственной Концепции явилось в свое время важным шагом, но пора, на мой взгляд, переходить к конкретным программам, наполненным реальным практическим содержанием. Для России здесь были бы важны, как результат, новые решения для экспорта российского образования и увеличение числа иностранных студентов высокого уровня подготовленности. Для Кыргызстана – создание дополнительных современных возможностей в образовательной сфере, что, безусловно, скажется на качестве человеческого капитала страны.

И вот здесь уже можно обратить внимание на то, что все это вполне себе конвертируется во вполне реальные выгоды. Всемирный Банк публиковал доклад о тенденциях в миграции и денежных переводах за 2017 год. Согласно международному рейтингу, Кыргызстан вновь, как и в 2016 году, занял первое место в мире по отношению денежных переводов к ВВП. Показатель достиг рекордного максимума – 35 % – т.е. экономика страны больше чем на треть зависит от работающих за рубежом кыргызстанцев.

При этом 98% всех переводов произведены трудовыми мигрантами из России. Цифры достигают почти 2,5 млрд. долларов.

Да, наши соотечественники зарабатывают это своим потом и очень многим жертвуя, но не в последнюю очередь это становится возможным благодаря хорошему знанию русского языка и базовым навыкам. При этом русский язык позволяет кыргызстанцам еще и занимать более высокооплачиваемые ниши на рынке труда. Уже только из-за этих фактов стоит рассматривать вопросы русского языка и образования в стране несколько иначе, чем мы привыкли это делать. Русский язык, по крайней мере сегодня, является составной частью формулы успеха страны, помогая выживать сотням тысяч кыргызстанцев.

Возвращаясь к некоторому обзору работы общественных организаций российских соотечественников, стоит отметить, что именно эти организации активно заняли в Кыргызстане нишу сотрудничества с вузами России в таких направлениях, как развитие международного олимпиадного движения, организация и проведение образовательных выставок, внешкольные образовательные программы с участием российских университетских центров, подготовка школьников республики к поступлению.

Стоит ли говорить, что школьники Кыргызстана получают во всем этом новые, порой уникальные, возможности своей самореализации?!

Для российских вузов такое сотрудничество становится важным элементом реализации задачи по увеличению числа иностранных студентов. Напомню, что к 2025 году в рамках поставленных задач оно должно составить 700 тыс. человек. А только один из этапов предметной олимпиады СПбГУ в Бишкеке, где наше «Владимирское общество» выступало партнером, собрал 3,5 тыс. участников, что и было отмечено в свое время на коллегии Минобра России.

Анализируя такой формат работы, можно отметить, что сотрудничество с нашими общественными организациями для самих российских вузов во многом безальтернативно, у вузов часто просто нет других механизмов работы с обществами, с конкретными гражданами наших стран. И если говорить о важной работе представительств Россотрудничества за рубежом, то в итоге это тоже во многом будет взаимодействие на местах через наши с вами организации.

В целом все это очень интересный потенциал, даже подчеркну – взаимоинтересный, важный, на мой взгляд, и для России и для Кыргызстана. Именно это позволило нам в свое время направить предложения в Аппарат Президента Кыргызской Республики о разработке и реализации государственной концепции поддержки образовательных инновационных направлений, результатом которой могло бы стать развитие страны в качестве образовательного и культурного центра для всей Центральной Азии.

Ведь к нам едут учиться из многих стран региона и не только. Среди студентов государственных и частных учебных заведений мы видим ребят из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Афганистана, Турции, Индии, Пакистана, Китая, Южной Кореи и рядя других стран. Но до сих пор никто в Кыргызстане не учитывал возможный экономический эффект от процесса упорядочения учебной миграции. Такой план возможно реализовать только на принципах частно-государственного партнерства, опираясь на интересы инвесторов и потенциал внешнеполитических партнеров нашего Кыргызстана. Здесь вполне возможно провести параллель с созданием свободных экономических зон.

Прошедший совсем недавно в рамках государственного визита Президента России форум ректоров вузов двух стран как раз и демонстрирует потенциал для реализации такого подхода и проекта.

В рамках предлагаемой концепции в настоящее время мы ведём переговоры с Санкт-Петербургским государственным педагогическим университетом им. А.И.Герцена об открытии в Бишкеке Центрально-азиатского представительства университета с планами реализации образовательных программ и программ подготовки и переподготовки преподавателей Кыргызстана. Известно, что на сегодняшний день в школах республики ощущается дефицит кадров, и есть вопрос по их качеству.

До сих пор никто и нигде не повторил успех всемирно известного «Артека». Думается, у нашей республики есть все возможности для открытия подобного лагеря на Иссык-Куле. Это подтверждает наш опыт проведения для старшеклассников летних образовательных лагерей совместно с нашими партнерами из Казахстана и участием преподавателей из Новосибирского государственного университета. То есть, включив в программу лагеря образовательную составляющую, Кыргызстан получит совершенно уникальный проект на всем евразийском пространстве. Данная программа будет интересна родителям ребят и сможет в максимальной степени опираться на элементы самофинансирования. На сегодняшний день продвижение бренда «Иссык-Куль» - большая экономическая и политическая задача. И мы готовы включиться в работу над проектом кыргызского «Артека». Отмечу, что к участию в подобном проекте уже сегодня проявляют интерес партнеры наших с вами организаций - известные российские университетские центры.

И вполне возможно, что именно через развитие образовательных и научных программ наша республика сможет совершить прорыв и в других сферах деятельности.

В своем выступлении я представил только одно из направлений работы организаций российских соотечественников Кыргызстана. И хочу отметить, что русских за пределами России можно и нужно представлять как потенциал в налаживании межгосударственных гуманитарных связей, как потенциал развития, и именно сейчас такой потенциал не в полной мере используется как Россией, так и странами проживания наших общин.

Завершая выступление, отмечу, сегодня в повестке дня на первое место должно выйти гуманитарное, культурное и образовательное сотрудничество, пришло время собирать потенциал развития буквально по крупицам. Нужно восстанавливать то, что мы почти потеряли. Уверен, что это не только важно, но и взаимовыгодно.

С.В. Епифанцев

08 Апреля, 2019

Советуем ознакомиться