Как обустроить Русский мир
По прошествии двух с лишним десятков лет после развала великой страны под названием СССР мы имеем совсем неоднозначную картину русского мира, к которой относим не только Россию, но и огромную русскую (российскую) диаспору за ее пределами. Как показывает история России, такой срок был достаточен прежде в любые времена для того, чтобы страна оправилась и даже возродилась. Например, после революции 17 года к 41 году Россия совершила гигантский рывок, позволивший в итоге победить в страшной войне. За 22 года после войны страна успела залечить раны, взлететь в космос, создать ядерное оружие и стать реальной великой державой, по мощи сопоставимой с любой силой в мире.
Сегодня, безусловно, можно констатировать, что Россия отошла от края пропасти, стала достаточно успешным игроком на мировой арене и даже претендует снова на роль великой державы. И все-таки при всем этом нельзя говорить даже о том, что восстановлены позиции страны до 1991 года. Проблема даже не в том, что все, чего не коснись, это наработки прежнего советского времени, того самого, которое сегодня нещадно охаивается. Да так, что начинаешь удивляться, да мы ли это были. Однако, прервемся на некоторое время и обратимся к сопряженной теме.
Все эти вопросы и проблемы имеют непосредственное отношение и к нам, русской диаспоре России. Несмотря на то, что никогда в своей истории Россия не имела эффективной диаспоры, и все волны русской эмиграции растворялись с течением времени, хотя оставляли порой значительный след в культуре, науке и экономике стран пребывания, новые времена сделали проблему русской диаспоры чрезвычайно актуальной. Хотя бы просто потому, что после развала страны за пределами России остались десятки миллионов русских людей и от этой проблемы так просто не отмахнешься без ущерба для имиджа страны. Тем более, что русский народ превратился фактически в самый крупный разделенный народ мира.
В самой России отношение к этому вопросу до сих пор неоднозначное и в высших эшелонах власти и в среде простого народа. Причины вполне понятны. Властные элиты, которым пока что и так хорошо, с раздражением смотрят на новую обузу, как на пресловутый чемодан без ручки. А простой народ, которому не так уж весело живется, с раздражением зачастую смотрит на соотечественников, как на конкурентов. Однако, вполне понятно, что Россия не может в глобальном мире претендовать на роль великой державы, бросив своих соотечественников на произвол судьбы. Таковы уж тренды глобального мира. И кроме того, на самом деле Россия уже получила огромный экономический эффект от переселения соотечественников на Родину и потенциал еще далеко не исчерпан.
Задумайтесь, только из региона Центральной Азии самоходом перебралось в Россию до 5-6 миллионов человек. К их обустройству государство не приложило никаких усилий и средств. Поскольку средняя норма жилья на человека в России перевалили за 20 квадратов, то нетрудно подсчитать, что репатрианты (условное название) инвестировали в экономику России фантастические деньги, где-то сопоставимые с теми суммами, которые выводятся за рубеж олигархами и компрадорами. А, кроме того, переселенцы обустраивали жилье, быт и это тоже огромные деньги. Ну и наконец, в страну, находящуюся в демографической яме, вернулись миллионы русских людей, которые работают, платят налоги, рожают детей. И все это получено на халяву. Вполне возможно, что ущерб от вывоза капитала из России был компенсирован не в последнюю очередь благодаря инвестициям переселенцев.
Если сравнить ситуацию с Германией, с теми огромными ресурсами, которые немцы тратят на обустройство переселенцев, то просто непонятно то сопротивление, которое до сих пор фактически оказывается в России переселенцам. Если любой немец или еврей в мире имеет право на гражданство по факту рождения, то нам русским приходится пробираться, как библейскому верблюду через игольное ушко. Причем, евреи и немцы переселяли людей, которые в абсолютной массе не знали родного языка, и покинули родину предков в незапамятные времена. Те же «немцы» переселились в Россию в то время, когда и страны «Германия» на карте не существовало, но, тем не менее, и Германия и Израиль тратили миллиарды только на обучение репатриантов родному языку. Мало того, приняли и десятки тысяч членов семей иных национальностей. А сколько чернил пролито на горестные описания разницы менталитетов приезжих и коренных немцев, которые до сих пор не могут слиться в один народ. Похожая картина и в Израиле.
Казалось бы, совсем иная картина в нашем случае. Русских переселенцев не только не надо учить языку, но, по всеобщему признанию экспертов, наш русский язык более чистый и литературный, чем у основной массы жителей метрополии. Русские переселенцы меньше пьют, более трудолюбивы, нет разницы менталитетов, выше уровень образования, сразу же находят работу или заводят свой бизнес. И, тем не менее, вернуться в Россию до сих пор - большая проблема. То господствовала идея загнать городских жителей, а в регионе ЦА русские в большинстве своем городские жители, в тайгу на лесоповалы или в умирающие деревни. То возникали постоянные дискуссии, что мол все, кто хотел переехать, те уже переехали и пора закрывать границу.
Между тем, правительство Москвы сегодня предлагает отменить экзамены по языку для специалистов узбеков и таджиков, якобы в силу дефицита. И это в то время, когда именно русские специалисты выше всего ценятся в странах нашего региона, но их переезд никто не лоббирует. К тому же этот факт говорит о том, что московские чиновники абсолютно не понимают, что творят. Ведь в странах региона вся учебная и научная литература на русском языке и человек, не владеющий русским языком, по определению не может быть ни врачом, ни инженером, ни кем либо еще, за исключением, как преподавателем местного языка. Так кого московское правительство намеревается приглашать в Москву?!
К большому сожалению, этот пример, как нельзя лучше, иллюстрирует безграмотное отношение российских чиновников к темам важным для соотечественников, да и для россиян в такой же мере. И проблема в том, что положение дел в диаспоре стратегически полностью зависит от того, «что» Россия и «как» Россия.
В русской диаспоре в странах Центральной Азии доминируют на сегодня две разнонаправленные тенденции. Первая из них это ставка на переезд на родину предков. Это и через Программу содействия добровольному переселению, которая худо-бедно на сегодня скорее жива, чем мертва и даже демонстрирует какие-то позитивные тенденции в последний год. Но по факту преобладает самодеятельный выезд русского населения из региона. И надо сказать, в русской среде стран региона ЦА сегодня доминируют настроения на отъезд. Количество отъезжающих, несмотря на все препоны, постоянно растет. И это неудивительно, давление на русских постоянно усиливается и почему-то это секрет только для россиян.
В странах региона активно действует огромное количество НКО, только в маленькой Киргизии их около десяти тысяч, которые вполне открыто финансируются Западом и обладают значительным влиянием. Помимо этого в регионе немало и других центров влияния, причем на самом высоком уровне. О чем говорить, если советником Назарбаева уже долгое время работает за весьма приличное вознаграждение Тони Блэр. Вполне понятно, что на вершине власти во всех странах региона немало высокопоставленных лоббистов, противников сближения с Россией. Пока создается впечатление, что Россия проигрывает в регионе борьбу за влияние. А ведь есть еще и Китай, Турция, другие исламские страны. И влияние этих игроков в странах региона весьма мощное.
Другая тенденция обусловлена тем моментом, что при существующих темпах переселения процесс этот будет продолжаться добрую сотню лет. А, кроме того, есть достаточно заметный процент русского населения, которое ни при каких обстоятельствах не хочет покидать свою малую родину. Ведь многие русские семьи живут в этих краях столетиями. И для них это совсем не просто рвать корни, бросать родные могилы. Наши предки пришли сюда не сами по себе, строили города и заводы, сеяли хлеб, поднимали культуру местного населения. Понятно, что на все это зачастую теперь просто плюют и все же нам необходимо и думать и действовать, чтобы обустроить свою жизнь, жизнь русской диаспоры. Не надо только думать, что мы русские сидим с протянутой рекой. Несмотря на не очень благоприятные условия, русские в регионе относятся к числу самых благополучных этносов. Среди нас не так уж много действительно богатых людей, наперечет, но и нищеты очень мало.
Вполне понятно, что не только русские и Россия сталкивались и продолжают сталкиваться с проблемой диаспоры. И здесь нам стоит присмотреться к опыту самых успешных народов, имеющих достаточно многочисленные и успешные диаспоры. Это евреи, армяне и китайцы. Все это народы, имеющие тысячелетний опыт успешного выживания и жизни в диаспоре. Быть может, самый уникальный опыт это опыт евреев, живущих в диаспоре с незапамятных времен и сумевших не только сохранить идентичность, но и сумевших добиться лидирующих позиций во многих сферах деятельности. Армянская диаспора не столь велика и имеет не столь продолжительный стаж жизни, но, тем не менее, мы видим и византийских императоров армян и сильную, влиятельную армянскую диаспору в мире сегодня. Что касается китайцев, то и их опыт жизни в диаспоре уникален. Тысячелетиями китайцы мигрировали по всему свету и везде создавали свою специфическую среду обитания, так называемые «чайна тауны». А сегодня, в какую страну Вы бы не поехали, везде Вы наткнетесь на китайцев, китайские рестораны и китайские товары. Безусловно, велика разница между этими народами во многом. Однако, при этом что любопытно, даже легкий анализ показывает, что в основе успеха всех трех народов, по сути, лежат одни и те же принципиальные идеи.
И у евреев, и у армян, и у китайцев осью идентичности является религия, причем все они имеют уникальную религию, свою, так сказать, отличную от религий других народов. Разумеется, армяне христиане, но церковь у них Армянская. Вторая стержневая составляющая это патриотизм и сплоченность. Если говорить о евреях, то иудаизм одна из самых архаичных религий в мире и, тем не менее, живет и здравствует в неизменных формах. А об ее влиянии и успехе говорит тот, например, факт, что евреи-олигархи, родившиеся в СССР, ставшие миллиардерами в России, снимают обувь и босиком в бурнусах бредут по пескам Синая, следуя путем Моисея. Скажете «забавно», но это не так. Этот факт иллюстрирует силу иудаизма и его влияния на евреев. А патриотизм и сплоченность евреев это вообще хрестоматийный пример. Именно этот фактор вкупе с иными, позволил евреям возродить Израиль по прошествии тысячелетий. Достаточно малые группы евреев благодаря этому успешно выживали и среди христиан и среди мусульман. Даже в Китае есть маленькая община, называющая себя до сих пор евреями, хотя внешне уже давно китайцы.
Точно также и китайцы. Благодаря деньгам хуацяо Китай начал свой подъем в глобальном мире и заодно обзавелся атомной бомбой. Каждый китаец, живущий за рубежом, мечтает быть похороненным на родине. А учение Конфуция сидит в китайцах, видимо, уже генетически. И немудрено, что китайцы успешны уже многие тысячелетия, спокойно пережив периоды спада.
Успешны в современном мире и армяне. Несмотря на свою малочисленность, им удается даже оказывать влияние на внешнюю политику США и европейских стран.
Разумеется, у русских и России нет в запасе столетий и тысячелетий. Живем ведь «здесь» и «сейчас», и жизнь у нас только одна. Да и скопировать чужую жизнь невозможно, но вот взять что-то полезное можно и нужно. Однако, вот странность. Если мы обратимся в свое прошлое, то увидим в прошлой жизни нашей страны ровно те же принципы.
При царе Николае I граф Сергей Уваров сформулировал идеологическую триаду, которая стала коротко называться «Православие, Самодержавие, Народность». Мы знаем также, что русский народ имеет свою Русскую Православную Церковь. Согласно теории Уварова, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась, как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние. Именно в свете этой идеологии начальник III отделения Императорской канцелярии Бенкендорф писал, что «прошлое России удивительно, настоящее прекрасно, будущее же выше всяких представлений». Можно по всякому относиться к России и к русским, но нельзя не признать, что формирование Российской империи, как великой мировой державы произошло под знаком именно этой идеологической триады.
Здесь также важно отметить, что «Тройственное начало» 1837 года не явилось чем-то принципиально новым. Оно было сжатым выражением той мысли, которой был проникнут еще знаменитый приказ Петра I, отданный накануне Полтавской битвы. Посылая в атаку конную гвардию, император скомандовал: «За Бога и Царя марш, марш!»
«Православие, Самодержавие и Народность» означают то же самое, что и девиз: «За Веру, Царя и Отечество». Наши предки издревле, идя на войну, сражались за Веру, Царя и Отечество.
С позиций дня сегодняшнего принято скептически относиться к своей истории, критикуя прошлое безбожно. Однако, следует помнить мудрое выражение: «Тот, кто плюет в свое прошлое, тот попадает в свое будущее». И не это ли происходит с нами сегодня?!
Если обратиться к временам более близким, то мы увидим, что большевики разрушили это триединство. Царя свергли и затем расстреляли вместе со всей семьей. Русскую Православную Церковь почти уничтожили, разрушив храмы или превратив их в склады, а церковное имущество расхитили. А реализовал этот сценарий тот самый народ, который долгие столетия был опорой самодержавия и церкви. Вместе с тем следует признать, что большевики были все-таки не самыми глупыми людьми и быстро соорудили замещающую идеологическую систему, едва ли не более эффективную и, по сути, максимально сходную с прежней. Как результат, страна за двадцать с небольшим лет сумела совершить рывок буквально во всех сферах и окрепла настолько, что смогла победить в страшной войне. Приходилось сталкиваться с высказыванием о том, что войну выиграл советский учитель. И это, безусловно, во многом верно. Именно молодые люди, выросшие и воспитанные при советской власти, умирали и побеждали на этой войне. Советский учитель воспитал патриотов своей Родины. И именно в эти тяжелые для страны дни Сталин обратился за помощью к Русской Православной Церкви. То есть можно уверенно говорить, что в Советской России работали принципиально те же идеологические скрепы, что и в старой России.
Возвращаясь к нашим дням, резонно задать вопрос, почему же по прошествии 22 лет после распада Союза Россия не может достичь прежних позиций? Почему страна задыхается в коррупции и криминале? Ответ лежит на поверхности. В России разрушены или разрушаются базовые идеологические принципы успешной нации. В стране идет мощная атака на РПЦ. Я далек от мысли о непогрешимости персоналий, но есть принцип: «Есть вера - нет вопросов, нет веры - нет ответов». К сожалению, пока никто не может дать ответов на наши вопросы, а веры-то при этом нет. К тому же, можем ли мы говорить, что православие более архаично и устарело по сравнению с другими мировыми религиями, а православные священнослужители более подвержены порокам, чем служители иных религий? Думаю, вовсе не случайно идет кампания по разрушению веры именно русского народа.
Точно также все годы идет охаивание и уничтожение именно русского патриотизма. Американский патриотизм это ведь здорово, и наши правозащитники и иные бывшие сограждане, принимая гражданство США, клянутся в этом. Еврейский патриотизм уже легендарен, российские евреи жертвуют весьма прилично на нужды родины предков, да и слава Богу, однако те же люди плюют на патриотизм русского человека, россиянина. Вполне себе патриоты и японцы, и китайцы, да и многие европейцы, но вот русского патриота уже приравнивают чуть ли не к фашисту. Было бы странно, если бы не было понятно, что это направленная атака на русскую идентичность.
В последнее время создается впечатление, что власть осознает свои «черные дыры» и пытается, правда достаточно робко, реанимировать какие-то моменты. Думается, правильно делается ставка на день Победы, как фактор консолидации нации, хотя это и полумеры. И тем характернее тот шабаш, который затеяли либерасты всех мастей вокруг нашей Победы. Дошло до того, что находятся евреи, которые сожалеют о том, что не победил Гитлер!
Эти факты говорят о том, что России нужен открытый курс на восстановление скреп государства и народа. Русским, и россиянам в целом, не следует бояться и оглядываться, если они хотят жить в сильной и процветающей стране. России нужно сильное правление, нужен патриотизм, как одна из высших ценностей, нужна Русская Православная Церковь. Ведь действительная правда состоит в том, что Россия может существовать только, как империя. В противном случае представляется неизбежным дальнейший распад страны.
И только на базе этих ценностей мы можем говорить о построении сильной, влиятельной русской диаспоры. Мы много говорим о консолидации диаспоры, но, по сути, вокруг чего может быть такая консолидация? Нам, российской диаспоре, нужны сильные скрепы, а тогда еще многое возможно!
Станислав Епифанцев