Координационный Совет Российских Соотечественников в Кыргызстане
Координационный Совет
Российских Соотечественников
в Кыргызстане
 

Барьеров станет меньше

В редакции «Парламентской газеты» состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие авторы поправок к Закону «О гражданстве Российской Федерации» – заместитель Председателя Совета Федерации Ильяс Умаханов и первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. Речь идёт о радикальном упрощении получения российского гражданства нашими соотечественниками за рубежом. История вопроса Авторы законопроекта подчеркнули, что судьба наших соотечественников за рубежом всегда была и остаётся в поле зрения Совета Федерации. Уже много лет при Председателе палаты действует Совет по делам соотечественников. А если посмотреть на программы визитов делегаций Совета Федерации, особенно в последнее время, то можно убедиться, что они обязательно включают встречи с соотечественниками. Такие встречи проходят в форме активного диалога, и тема российского гражданства там часто поднимается. По итогам визита Валентины Матвиенко в Казахстан состоялось совещание, в ходе которого было принято решение выступить с законодательной инициативой об упрощённом порядке предоставления нашим соотечественникам гражданства Российской Федерации. Суть поправок в следующем. Снимаются барьеры, которые сегодня стоят перед нашими соотечественниками, изъявившими желание стать гражданами России. Это наличие вида на жительство и пятилетнее проживание на территории России, наличие постоянного источника дохода и необходимость сдачи экзамена на знание русского языка. Когда проект этого закона был опубликован, в Интернете развернулась оживлённая дискуссия. Не зная глубины вопроса, многие решили, что практически все граждане бывшего Советского Союза приглашаются стать гражданами Российской Федерации. Это не так. Речь идёт об упрощённом получении российского гражданства именно соотечественниками. А это люди, которые относятся к коренным народам, населяющим территорию Российской Федерации в её нынешних границах. Это не территория Советского Союза. К коренным народам Российской Федерации относятся прежде всего русские, а также татары, башкиры, якуты, карелы и так далее. А вот представители титульных наций Туркменистана, Таджикистана, Узбеки­стана не подпадают под действие предлагаемых поправок. Их территории никогда не входили в нынешнюю территорию Российской Федерации. При этом огромное число наших соотечественников осталось в ныне самостоятельных странах СНГ. По приблизительным подсчётам, их не менее 15 миллионов человек. Причём в большинстве своём это люди с хорошим образованием, которым тяжело жить далеко от исторической родины. Восстановление справедливости Пока по упрощённой схеме получить российское гражданство могут только те, кто участвует в государственной программе добровольного переселения. Остальные лишены такой возможности, что серьёзно ущемляет их права. Между тем, во-первых, программа действует не во всех регионах Российской Федерации, а во-вторых, есть категории людей, которые не нуждаются в том, чтобы действие этой программы распространялось на них. Но гражданство Российской Федерации они хотят получить. Такая социальная нагрузка законопроекта чрезвычайно важна. Нельзя делить соотечественников на какие-либо категории. Принятие предлагаемых поправок будет означать своего рода восстановление справедливости. По данным социологического опроса, который был проведён по заказу МИД России, 52 процента русских и русскоязычных граждан СНГ в той или иной степени настроены на переезд в Российскую Федерацию. В случае если поправки в закон о гражданстве будут приняты и начнут работать, речь пойдёт о миллионах людей, которые могут захотеть сюда приехать. Готова ли страна сегодня к этому? Где новые наши сограждане будут работать, где они будут жить, есть ли социальная и экономическая база для массового переселения? Это тот случай, когда правоприменительная практика ни в коем случае не должна расходиться с законом. Иначе можно девальвировать прекрасную идею. И это касается не только переселения. Это касается, например, приёма студентов из числа соотечественников в российские вузы. Чёрствость чиновника или его безалаберность приводят к тому, что человек не знает, поступил он или нет. Нам надо сделать так, чтобы людей, которые к нам приедут, приняли как родных, чтобы они почувствовали, что приехали на родину. Улица с двусторонним движением Упрощение условий получения российского гражданства никоим образом не противоречит продолжению и наращиванию нашей поддержки соотечественников, остающихся за рубежом. Тем более что, за исключением Израиля, они нигде не обладают существенным политическим влиянием.  Кроме того, не следует путать, как многие это делают, два разных процесса: получение российского гражданства и трудовую миграцию. Это совершенно разные вещи. Люди, которые приезжают сюда работать из среднеазиатского региона, получают российское гражданство по совершенно другим схемам, для них действует совершенно другая процедура. Предлагаемые поправки её совершенно не касаются. Стратегическая задача – принять эти поправки до конца года. Есть общее понимание того, что такой закон востребован, его ждут.  
16 Ноября, 2012

Советуем ознакомиться